Человек издревле пытался понять, как устроен мир, по каким законам существует, для чего живет человек, в чем смысл жизни. Православие дает ответы на эти вопросы. В одной из книг Николая Сербского говорится о том, что законов природы не существует – не природа правит миром. В этой статье сделана попытка показать, как осуществляется основной закон нашего мира – Божественный Закон Любви.
Мы верим, что существует Бог, создавший этот мир. О Боге нам известно только то, что Он Сам захотел открыть о Себе человеку. Бог есть Личность, Он имеет бытие в Самом Себе (Исх. 3:14), и на Него никто и ничто не может повлиять. Также Бог открыл нам, что Он есть Любовь (1 Ин. 4:8, 16). Основное свойство любви заключается в том, что она должна изливаться на другую личность, поскольку любовь, замкнутая в самой личности, есть самолюбие, эгоизм, самоизоляция – «любовь не гордится, не ищет своего» (1 Кор. 13:4). Истинная любовь всегда жертвенна. В силу свойства любви Бог не может быть одним Лицом, одной Личностью, но Он и не два Лица. «Божественная реальность в двух Лицах немыслима, – пишет свт. Григорий Богослов, – поскольку «два» предполагает взаимное противопоставление и ограничение; «два» разделило бы Божественную природу и внесло бы в бесконечность некую неопределенность». Бог есть Троица – необходимое и достаточное число Лиц, пребывающих в любви, три Лица, существующих в одной природе. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но не три бога, а Один Бог в трех Лицах – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. Эта тайна не постижима умом, она открывается лишь чистому сердцу.
может быть только один – это закон, данный Богом человеку, Закон Любви.
Рассмотрим, как действует Закон Любви на протяжении всей истории существования человека. Условно выделим четыре исторических этапа (периода).
I этап. Адам
Бог сотворил мир, бесплотных духов – ангелов и, наконец, высшее творение – человека по образу Своему. Для развития творческих способностей и любви к своему Творцу Он помещает Адама в Раю – возделывать и хранить райский сад. Господь Бог привел к человеку птиц и животных, чтобы «видеть, как он назовет их», и дал заповедь Адаму: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Это было испытанием в исполнении человеком Закона Любви: если ты любишь Меня, как бы говорит Господь, то ради нашей любви послушаешься, а если нет, то будешь учиться через опытное познание зла, выбирая самостоятельно между добром и злом, между любовью к Богу и послушанием диаволу.
Все что сделал Бог было «хорошо весьма», но вот в тексте Библии впервые встречается: «не хорошо» – «не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), т. е. среди блаженства райского сада для Адама не нашлось личности подобной ему, на которую он мог бы излить свою любовь. И тогда из плоти самого Адама Господь Бог создает жену, показывая этим единство человеческой природы. Адам выражает восторг, поскольку видит в жене как бы себя самого, второе «я», дополняющее его. Через любовь к этой новой личности, к ближнему своему, человек учится любить Бога и начинает ощущать любовь Творца, и чем больше он любит Бога, тем сильнее ощущает Его любовь. Это высшая радость, блаженство, не сравнимое со всеми благами тварного мира.
С грехопадением первых людей в мир вошли грех, тление и смерть. Теперь все человечество подвержено этому установлению, и своими силами человек не может выйти из этого определения Божия. Смерть телесная даже стала благом для людей, поскольку ограничивала распространение в них греха. Бог создал такой порядок существования человека, который соответствует его духовно-нравственному состоянию.
Но, предвидя возможное отпадение человека, прежде творения мира Бог решает спасти его через вочеловечение второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Сына. И без согласия на то Сына Божия творение мира было бы невозможно. Бог обещает Адаму и Еве послать Спасителя, который сотрет главу змея и освободит их от подчинения диаволу (Быт. 3:15).
II этап. Патриархальная семья
III этап. Избранный народ
Потомки Ноя размножаются и населяют землю. Бог решает из всех народов выделить один, чтобы научить его исполнять Закон Любви, а когда он утвердится в любви к Богу, тогда через него научить всех остальных людей истинному Богопочитанию: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Для исполнения этого плана Бог находит человека Авраама, многократно испытывает его веру и из его потомства образует еврейский народ, которому через пророка Моисея дает Заповеди, раскрывающие ему Закон Любви к Богу и ближнему. Многими скорбями воспитывает Бог израильский народ, поскольку они уклонялись от пути к Богу, предпочитая чувственные удовольствия. В Священном Писании даже описывается момент, когда Господь в гневе на этот «жестоковыйный» народ решает «истребить их, и произвести многочисленный народ от Моисея» (Быт. 32:10), но по молитвам Моисея казнь была отменена. Однако грех умножался, и, как во времена Ноя, лишь остаток народа был верен Богу. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «После Моисея посылаемы были пророки для исцеления Израиля; но врачи сии плакали, не могши прекратить болезнь… Весьма велика была язва, покрывшая человечество».
Таким образом, ни один человек – Адам, ни патриархальная семья, ни избранный народ не смогли исполнить Закон Любви. Тогда Бог Отец посылает на землю обещанного Адаму Спасителя, Сына Своего Единородного, чтобы Он освободил человека от подчинения диаволу и вернул его к вечной жизни в любви Божией – исполнил Закон Любви, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
IV этап. Христиане
Благодаря искупительному подвигу Спасителя последователи Христа христиане получили возможность соединиться с Богом и исполнить Закон Любви. Почему это стало возможным?
В Личности Иисуса Христа соединились две природы – Божественная и человеческая, не смешиваясь между собою и не разделяясь. Восприняв человеческую природу, Господь был во всем подобен нам кроме греха. Не только телом, но и душою Он стал истинным человеком, не имея при этом личных грехов (за всю Свою земную жизнь Господь не совершил ни одного греховного действия, как сказано в Священном Писании: «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 14:30) или «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30), ничего сродного себе, ничего нечистого, на что он мог бы распространить свою власть). Чтобы исполнить Закон Любви, Иисус Христос должен был воспринятую Им человеческую природу, точнее свободную человеческую волю, полностью подчинить воле Божией и тем самым соединить природу человека с Богом, Который есть Любовь, привести ее в состояние обо=жения. Этому замыслу Божию препятствовал диавол, всеми доступными ему средствами он старался подчинить Христа своей воле, но это ему не удалось. Крестная смерть Спасителя есть предел послушания Богу Отцу. Хотя Его человеческая воля противилась смерти, Господь подчинил ее воле Божественной, Он добровольно принес Себя в жертву для спасения людей и этой жертвой победил смерть. По словам В.Н. Лосского, «Единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места».
С одной стороны Господь разрушил смерть и вырвал человека из-под власти диавола. Через воскресение и вознесение Он в Своем Лице соединил навечно человеческую природу с Богом. С другой стороны Он показал пример послушания Богу и жертвенной любви. Следование этому примеру и дает возможность человеку исполнить Закон Любви – достичь спасения, соединения с Богом. По главной заповеди Христа между Его учениками должна царствовать любовь: «как Я возлюбил вас, – говорит Спаситель, – так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Для прохождения трудного пути подражания Христу Им учреждается на земле Церковь, в которой есть все необходимые средства для спасения. Она является и убежищем и путеводителем в житейском море, где идет жестокое противостояние добра и зла.
О сроках кончины мира нам не известно, поскольку они зависят от свободного выбора человека: чем больше людей будут любить Бога и друг друга, тем дольше будут жить народы на земле в мире и благоденствии. И наоборот, чем больше людей будут жить для себя, для удовлетворения своих чувственных удовольствий, страстей, тем быстрее наступит кончина мира. Одним из признаков конца света будет воцарение на земле единого правителя – антихриста, человека, управляемого дьяволом. Но этого «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:7, 8). Существует несколько толкований понятия «удерживающего», например св. прав. Иоанн Кронштадтский понимал под ним православного царя и православное государство, как создающие наиболее благоприятные условия для поддержания людей, исполняющих Закон Любви. Другие свв. Отцы понимали под «удерживающим» любовь. Когда охладеет в людях любовь, тогда придет антихрист.
В заключение приведем основные выводы из изложенного выше.
Неисполнение этого Закона человеком ведет к разрушению его собственной природы, общества и всего человечества. При такой установке человек рассматривает все окружающее через призму выгоды для себя; я – это центр, а все остальное нужно мне постольку, поскольку может удовлетворить мои чувственные удовольствия.
Бог раскрывает перед человеком Закон Любви постепенно. Вначале он дается Адаму через заповедь послушания Богу, затем детализируется в виде десяти Заповедей Моисея, и, наконец, полностью раскрывается Самим Богом, сошедшим на землю, прежде всего, Его учением (заповеди Блаженства), Его делами на земле и, наконец, Крестной смертью для спасения людей.
Каждого человека после его земной жизни ждет одна из двух участей: либо вечная жизнь в любви с Богом в Царствии Небесном для тех, кто исполнял Закон Любви, либо вечные муки в аду с диаволом для тех, кто жил для себя, своих чувственных удовольствий.
Георгий Кобрин,
2008 г.